Шмуэль а-Парци (hapartzy) wrote,
Шмуэль а-Парци
hapartzy

Category:

РАМБАМ - Законы потомков Ноаха

РАМБАМ, МИШНЕ ТОРА

Отрывки, касающиеся законов потомков Ноаха

ЗАКОНЫ КОРОЛЕЙ И ИХ ВОЙН

ГЛАВА 8

12. Моше, Учитель наш, завещал Тору и заповеди лишь народу Исраэля, как сказано (Дварим 33:4): “наследие общины Яакова”, и тем представителям народов мира, кто пожелает пройти гиюр (принять иудаизм), как сказано (Бемидбар 15:15): “как вам так и прозелиту”. Но тот, кто не желает - не принуждают его принять Тору и заповеди.


13. Также, заповедал Моше склонять всех обитателей мира принять на себя все заповеди, которые были даны Ноаху. И каждый, кто не примет их на себя - погибнет. А тот, кто примет - называется “гер тошав” (пришелец, имеющий право проживать в еврейской общине). И принять на себя (соблюдение семи заповедей Ноаха) он должен в присутствии трёх товарищей. А тот (прозелит), кто принял на себя обязательство пройти обрезание и не совершил этого в течении двенадцати месяцев - считается обычным неевреем из народов мира.


14. Тот, кто принимает на себя соблюдение семи заповедей, и придерживается их исполнения - является “хасид умот олам”, благочестивым представителем народов мира, и у него есть удел в Грядущем Мире. Но лишь в том случае, если он принимает и исполняет их исходя из того, что они заповеданы Всевышним, благословен Он, в Торе, в которой Моше, Учитель наш, сообщил о том, что они были ранее заповеданы Ноаху. Но если исполняет их из рациональных соображений - он не считается ни “гер тошав”, ни “хасидом” народов мира, а является лишь одним из их мудрецов.


ГЛАВА 9


1. Шесть вещей были заповеданы первому человеку, Адаму: запрет идолопоклонства; запрет богохульства; запрет кровопролития; запрет разврата; запрет воровства; и обязанность судопроизводства.


2. Не смотря на то, что обо всех этих заповедях мы знаем по традиции, переданной нам Моше, Учителем нашим, да и разум склоняется к ним в свете остальной Торы - всё равно следует понимать, что именно они заповеданы Ноаху. И добавил (Всевышний, благословен Он) Ноаху запрет поедать органы живого животного, как сказано (Берешит 9:4): “но мяса, пока душа его в крови - не ешьте”. Итого - семь заповедей.


3. Так и было заведено в мире, пока Авраам получил дополнительную заповедь об обрезании. Также, он начал молиться утреннюю молитву. Ицхак начал отделять десятину и стал молиться еще и перед заходом солнца. Яаков добавил запрет поедать вертлюжью жилу и стал молиться вечернюю молитву. В Египте Амрам получил дополнительные заповеди. А затем пришел Моше, и довел Тору до полноценности.


4. Потомок Ноаха, поклоняющийся идолу - подлежит наказанию в том случае, если совершил служение в принятом для того идола порядке. Любое идолопоклонство, за которое еврейский суд присуждает еврею смерть через удушение (повешение) - потомку Ноаха предполагает смерть, через отсечение головы. А идолопоклонство, за которое еврейский суд не присуждает смертную казнь - не предполагает смерть также и потомку Ноаха. И, хотя, такое идолопоклонство не наказуемо смертью - всё равно оно совершенно запрещено. И не дозволяют (ноахидам) воздвигать алтарь, сажать ель или создавать скульптуры и т.п. (даже) для красоты.


5. Ноахид, проклинающий Б-га - будь-то с использованием Его Имени, или с использованием любых эпитетов - подлежит наказанию. У еврея - не так.


6. Ноахид убивший душу, даже зародыша во чреве матери - подлежит смертной казни. И если убил раненного, или связал его и отдал льву (на растерзание), или же морил голодом до смерти - так как, в любом случае, умертвил - подлежит смертной казни. Или если одним из своих органов убил преследователя, которого можно было спасти - подлежит смертной казни. Не так это у еврея.


7. Шесть видов разврата запрещены потомкам Ноаха: (совокупление) с матерью; с женой отца; с замужней женщиной; с сестрой по матери; мужеложство; и скотоложство. Как сказано (Берешит 2:24): “Поэтому, пусть оставит человек отца своего” - это жена отца. “И мать свою” (там-же) - по простому смыслу. “И прилепится к жене своей” (там-же) - а не к жене товарища своего. “К жене своей” - а не к мужчине. “И будут одной плотью” (там-же) - это исключает скотину, животных и птиц, ведь они не одной плоти (с человеком). И сказано еще (Берешит 20:12): “Сестра она мне по отцу, но не по матери - и будет она мне женой”.


8. Ноахид подлежит наказанию за любовницу отца, или за невольницу отца - ведь она (как) его мать, в любом случае. И подлежит наказанию за жену своего отца даже после смерти отца. И подлежит наказанию за мужеложство, будь-то со взрослым или с ребёнком. Также и за скотоложство - будь-то со взрослой особью или с молодой. И смертной казни подлежит лишь провинившийся, а животное не убивают. Заповедь убивать животное (в подобном случае) получил лишь народ Исраэля.


9. Ноахид подлежит наказанию за жену товарища лишь в том случае,  если совокупился с ней обычным путём после того, как она совокуплялась со своим мужем. Однако если она обручённая, или вышедшая замуж, но не совокуплявшаяся - не подлежит наказанию. Как сказано (Берешит 2:3): “а она - познавшая мужа”.


10. Сказанное подразумевает потомка Ноаха совокупившегося с ноахидкой. Но нееврей, совокупившийся с еврейкой, будь-то обычным путём или не обычным - подлежит наказанию. Если она была обручена - подлежит смертной казни через побитие камнями, как по закону евреев. Если совокупился с ней после её хупы (после обряда замужества), но до того, как она совокупилась с мужем - подлежит смертной казни через удушение (повешение), как по закону евреев. Но если совокупился с замужней еврейкой после того, как она совокуплялась с мужем - тогда, как и в случае с замужней нееврейкой, подлежит смерти через отсечение головы.


11. Ноахид, выделивший наложницу своему рабу - за совокупление с ней подлежит смертной казни, в соответствии с запретом о замужней женщине. Однако, наказанию за неё он подлежит лишь после того, как это (факт того, что она отдана рабу) станет известно, и будут говорить о ней в народе: “это женщина такого-то раба”. А когда она вновь станет разрешённой (своему хозяину)? После того, как заберёт её у раба и растреплет её волосы на базаре (в людном месте).


12. Когда жена товарища (ноахида) будет считаться подобно нашей (еврейской) разведённой? Когда (муж) изгонит её из своего дома и отправит жить самостоятельно. Или же она (сама) выйдет из под его власти и пойдёт своей дорогой. Ведь нет у нее обязанности (по Торе) получить разводное письмо. И это не зависит лишь от мужа - в любой момент, когда пожелают он или она расстаться - расстаются.


13. Ноахид подлежит наказанию за воровство - вне зависимости от того, украл  он у нееврея или у еврея. Похищающий или ворующий деньги, или человека, или задерживающий плату наёмному работнику и т.п., даже тот, кто поел в рабочее время - за всё это подлежит наказанию и попадает под определение вора. Не так это у еврея. Также, подлежит наказанию даже за то, что стоит меньше самой мелкой монеты. И если ноахид украл меньше мелкой монеты, а затем пришел другой ноахид и украл у него - оба подлежат смертной казни.


14. Также (ноахид) подлежит наказанию за поедания органов или мяса живого животного - в любом количестве. Ведь законы об определённом размере, подлежащем наказанию - были даны лишь народу Исраэля. А употреблять кровь живого животного - разрешено.


15. (Сказанное, говорит) об органе или мясе, отделённом от скотины или животного. Однако за птицу - по моему, ноахид не подлежит смертной казни как за нарушение запрета поедать органы живого животного. Если зарезал скотину, и даже есть у неё два признака (смерти) - всё то время, пока она дёргается в судорогах - мясо и органы, отделённые от неё, запрещены ноахиду, попадая под запрет поедать органы живого животного.


16. Всё, что запрещено евреям в качестве запрета поедать органы живого животного - запрещено и ноахиду. Однако, в некоторых вещах, ноахид подлежит наказанию, а еврей нет. Ведь за скотину и за животное, чистую скотину или нечистое животное - ноахид подлежит наказанию, попадая под запрет поедать органы или мясо живого животного. (а еврею вообще запрещены нечистые животные, и он попадает под другие запреты). И за органы или мясо, отделённые от скотины до прекращения судорог - даже если еврей зарезал её, определив два признака (смерти) - ноахид подлежит наказанию как за нарушения запрета поедать органы живых животных.


17. Каким образом потомки Ноаха исполняют заповедь о судопроизводстве? Обязаны посадить прокуроров и судей в каждом районе, чтобы судили на основе этих шести заповедей и предостерегали народ. Ноахид, нарушивший эти семь заповедей - подлежит смерти через отсечение головы.


18. Каким образом? Тот, кто служит идолам; или проклинает Б-га; или проливает кровь; или совокупляется с кем-то из шести запрещённых; или ворует даже меньше мелкой монеты; или поедает в любом количестве органы или мясо живущего животного; или видел кого-то нарушающего один из запретов и не судил его и не казнил - подлежит смертной казни через отсечение головы.


19. Поэтому все мужчины Шхема подлежали смерти - ведь Шхем украл, а они видели, знали и не судили его. Ноахид подлежит смерти за нарушение (даже) одного запрета; он может быть судим (лишь) одним судьёй и казнён без предупреждения; может быть приговорён по свидетельству близких родственников. Однако не может быть казнён по свидетельству женщины, и женщина не может быть у них судьёй.


ГЛАВА 10


1. Ноахид, нарушивший один из запретов непреднамеренно - освобождён от наказания совершенно. Кроме непреднамеренного убийцы - ведь если его убьёт кровный мститель, он (мститель) не должен быть казнён (как за убийство). И нет у него города-убежища (как у евреев), однако их суды не должны выносить ему смертный приговор (за непреднамеренное убийство).


2. О чем идёт речь? О нарушении одной из заповедей по ошибке, без (злого) умысла. Например, если совокупился с женой товарища, думая что она его жена или, что она свободна. Однако, если знал, что она замужем, но не знал, что она ему запрещена и думал, что разрешена; или убил, но не знал что нельзя убивать - этот близок к злонамеренно совершившему преступление и подлежит смерти. И это не будет засчитано ему ошибкой, ибо он должен был выучить (законы), но не выучил.


3. Ноахид, которого насильно заставляют нарушить одну из заповедей - разрешено ему нарушить. И даже если заставляют поклоняться идолу - поклоняется, ибо нет у них заповеди освещать Имя Б-га (жертвуя, ради этого, своей жизнью). Их дети, глухие и сумасшедшие никогда не подлежат наказанию - ибо они не обязаны соблюдать заповеди.


4. Ноахид, прошедший гиюр (принявший иудаизм), обрезание и окунание в микву, а затем решивший отвернуться от Б-га и быть лишь гер тошав, как раньше - не слушают его. Должен быть как еврей во всём или казнён. А если он был ребёнком, когда его в присутствии суда окунули - имеет право опровергнуть когда повзрослеет, и быть гер тошав. А если не опровергнул в своё время (когда повзрослел) - то далее (в более позднем возрасте) уже не может опровергнуть, и считается праведным прозелитом.


5. Поэтому, если девочке, которую окунули в детстве, положено приданное, или штраф за изнасилование - всё это будет храниться под опекой суда, пока она не повзрослеет и не опровергнет (своё прозелитство). Так это, чтобы она не забрала (положенное ей как еврейке имущество), а затем выросла и опровергла. Ибо тогда получилось бы, что она воспользуется запрещенным ей имуществом, право на которое ей дают лишь законы Исраэля.


6. Ноахид, проклявший Б-га, или служивший идолам, или совокуплявшийся с замужней, или убивший нееврея - а затем принявший гиюр - освобождён от наказания. Убил еврея или совокупился с замужней еврейкой, а затем принял гиюр - подлежит наказанию. И отсекают ему голову за убийство еврея, и удушают за замужнюю еврейку (в соответствии с законами евреев) - ибо законодательство его изменилось.


7. Мы уже поясняли, что любая смертная казнь ноахида - отсечение головы. Кроме случая совокупления с замужней или обрученной еврейкой - тогда смертная казнь через побитие камнями. А если совокупился с вышедшей замуж еврейкой до того, как она совокупилась с мужем - смертная казнь через удушение.


8. По традиции (от Моше, Учителя нашего) нам передалось, что ноахидам запрещено скрещивание скотины и деревьев - однако, за это не положена смертная казнь. И нееврей, ударивший еврея, даже причинивший ему (телесный) вред - хоть и подлежит смерти, тем не менее - не должен быть казнён.


9. Заповедь об обрезании была дана лишь Аврааму и его потомкам, как сказано (Берешит 17:9): “ты и семя твое за тобой, в поколениях своих”. Семя Йишмаэля было исключено, как сказано (Берешит 21:12): “Ицхак будет назван твоим семенем”. И исключено семя Эсава, ведь Ицхак говорит (лишь) Яакову (Берешит 28:4): “И даст тебе благословение Авраама, тебе и семени твоему”, подразумевая, что лишь он считается семенем Авраама, хранящим его религию и прямые стези. И лишь они обязаны исполнять заповедь обрезания.


10. Сказали мудрецы, что потомки Ктуры (жены Авраама, которую он взял после смерти Сары), потомки Авраама, рождённые после Ицхака и Ишмаэля - обязаны соблюдать заповедь обрезания. И, так как, сегодня смешались потомки Ктуры с потомками Ишмаэля - все они обязаны совершать обрезание на восьмой день. Но не подлежат смерти за несоблюдение этой заповеди.


11. Нееврей (не принявший семь заповедей Ноаха), изучающий Тору - подлежит смерти. Ему дозволено лишь изучать то, что касается семи их заповедей. Также нееврей, соблюдающий законы Субботы - даже если постановил себе субботу в будничный день, но соблюдает этот день как Субботу - подлежит смерти. И нет необходимости говорить, что то-же самое касается и случая, если он установил себе (еврейский) праздник (и соблюдает его законы).


12. Общее правило: не дозволяется ему обновлять религию и исполнять заповеди по собственному мнению. Пусть либо становится праведным прозелитом, либо следует тому, что ему положено по Торе и не добавляет и не убавляет. А если изучал Тору, или соблюдал Субботу, или обновил (в своём Служении) нечто - бьют его (плетью), наказывают, сообщают ему, что он заслужил смерти - но не казнят.


13. Ноахид, пожелавший исполнять что-то из других заповедей Торы, ради получения награды (в Грядущем Мире) - не препятствуют ему исполнять заповедь в соответствии с её законами. И если он пожелает принести жертву подношения - принимают её у него. Даёт пожертвования - принимают у него, и, как мне кажется - передают его пожертвования беднякам народа Исраэля, ведь он получает (и материальную и духовную) пищу от Исраэля, а значит на них лежит заповедь давать ему пищу. Но нееврей (не принявший заповеди сыновей Ноаха), дающий пожертвование - принимают его пожертвования и передают беднякам неевреям.


14. Еврейские суды обязаны поставить судей, которые бы судили пришельцев, живущих в среде Исраэля, по этим законам - для того, чтобы не был разрушен мир. И если суд видит, что они (пришельцы) установят своих судей - пусть устанавливают. А если видят, что необходимо поставить (над ними) судей из народа Исраэля - пусть ставят.


15. Если два нееврея предстанут перед тобой, чтобы судиться по законам Исраэля, и они оба этого хотят - судят их по закону Торы. Один желает, а другой не желает - не принуждают их судиться никак, кроме как по их законам. Один еврей а другой нееврей - если еврей невиновен по их законам - судят по их законам, и сообщают нееврею: таков ваш закон. А если еврей невиновен по нашим законам - судят по закону Торы и сообщают нееврею: таков наш закон. И мне кажется, что так не поступают в случае с гер тошав - в его случае всегда судят по их законам.


16. Также, мне кажется, что с гер тошав ведут себя учтиво и милосердно как с евреем, ибо на нас лежит заповедь поддерживать их жизнь, как сказано (Дварим 14:21): “пришельцу, который во вратах твоих - отдай её, пусть ест”. Об этом сказали мудрецы: “Не усердствовать с ними в приветствиях - касается нееврея (не принявшего заповеди Ноаха), а не гер тошав”. Даже о неевреях заповедали нам мудрецы навещать их больных, хоронить вместе с евреями, давать пропитание их беднякам наряду с бедняками Исраэля - поступая миролюбиво. Ведь сказано (Теилим 145:9): “Добр Б-г ко всем и милосердие Его на всех созданиях Его”. И сказано (Мишлей 3:17): “Пути её (Торы) - пути приязни; и все стези её - мир”.


Tags: Ноах, РАМБАМ, закон, семь, семь заповедей
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments