Шмуэль а-Парци (hapartzy) wrote,
Шмуэль а-Парци
hapartzy

Category:

Кто такой Тахаш?

  В начале недельной главы Торы "Трума", народ Израиля получает указания как установить Б-гу Дом, Святилище. Моше, Учитель наш, получает детальную инструкцию, как построить Скинию, Шатер Откровения. Среди указаний, упоминается предписание покрыть Шатёр особыми шкурами. 
 

















Благородный ("Красный") Олень, Cervus elaphus

В Торе сказано (Шмот 26:14): "И сделай покрытие Шатру - шкуры оленьи багряные; и покрытие - шкуры тахаша, сверху". О багряных оленьих шкурах, РАШИ приводит мнение, что это шкуры, выкрашенные в красный цвет. Возможно, также, подразумевается вид Красных Оленей (Благородный ("Красный") олень), вдоволь обитавший тогда в Эрец Исраэль и округе. И сегодня еще некоторые особи сохраняют дикий образ жизни в Израиле, однако цивилизация почти полностью вытеснила их.  
  

  Кто же такой Тахаш?
 
  Название этого животного во всех современных переводах Торы приводится лишь как транслитерация - "тахаш". Причина этому такова: за времена скитаний и гонений еврейского народа, были утеряны подробные описания того животного. А сохранившиеся скудные подробности не помогли мудрецам точно определить вид того животного. Среди известных им животных не было ни одного, которому бы подошли все признаки. Следует отметить, что мудрецы обладали весьма большим запасом естествознания для того времени. 
  
  Сохранившиеся подробности настолько редки в природе, что казалось вовсе невозможным существование такого животного. Предполагалось даже, что это был вид, появившийся чудесным образом лишь на время построения Шатра Откровения, и затем чудесным образом исчезнувший. Упомянем немногое из того, что говорится о том животном. 
  Большинство комментариев к Торе, ссылаются на арамейский перевод Ункелоса, составленный под личным руководством последних пророков. Ункелос переводит название "тахаш" как "сасгон", что буквально означает "пёстрый". Таким образом один из признаков того животного - пестрота, пятнистость. Пятнистостью обладает много животных в мире - но их практически нет в пустыне Синай. Бааль а-Турим, с помощью гиматрии, выводит ещё один намёк: "сасгон" имеет то-же числовое значение, что и "шеш гаван" - "шести-оттенковый". С шестью оттенками пятнистость тем более редка. 
  
  Мудрецы не оставляли попыток определить, что это за животное. В трактате Шаббат (лист 28 стр 1), они задаются вопросом - было ли то животное кошерное или-же нечистое. В ответ, рабби Нахман приводит то, что получил от предыдушего поколения: это было нечистое животное, покрытое пятнами разных оттенков (РАШИ там). Далее (стр 2) приводится мнение рабби Элаа, что животное было кошерное, и его слова: "у того животного был один рог на лбу, а на шкуре его - шесть оттенков. Мудрецы не оставили постановления считалось ли оно животным или скотиной". В Иерушалаимском Талмуде (трактат Шаббат 2:3) сказано: "Сказал рабби Авон: (животное то) называли "балкой" ("кереш"). Учил рабби Гошая: у него был один рог". Кроме того, в Мидраш Танхума (Трума 6) приводится изумление рабби Нехемии: "ведь сказано в Торе "длина покрытия - тридцать локтей", разве найдется такое животное?! Наверняка чудесным образом попала к Моше, а затем исчезла". Также, следует упомянуть, что этимологический перевод слова "тахаш" - "приниженный" или "низинный".
  
  Согласитесь, упомянутые признаки вполне могут привести в изумление. Всё-же, среди известных сегодня видов таки есть животное, которое под них подходит! Это млекопитающее обитает не на земле, а в море. Это - Нарвал. У него бело-желтая шкура, покрытая пятнами различных оттенков коричневого,серого и даже зеленоватого. Некоторые достигают иногда шести метров длины (не считая рога). Весят около полутора тонн. В промысле ценится мясо, жир и шкуры Нарвала. И - у него один рог, достигающий длины трех метров.  














Нарвал - пестро-шкурый огромный единорог. 
  

  В современном иврите, название "тахаш" дали другому морскому животному, обитающему и ныне в Красном Море - дюгони, которую также называют "морской коровой". Размеры этих животных сходны. Всё-же дюгонь не имеет рога и её шкура не так пестра и богата на оттенки.
  



















Дюгонь - травоядное подводное молекопетающее.

  Кроме интересного факта - что мы могли бы ещё из этого выучить для себя?
  
  Для того, чтобы успешно отстроить свой личный Шатер Откровения, в душе - мы должны соответствовать описанному в Торе. Шкуры животных символизируют собой весь животный мир. Во внутреннем служении человека животный мир - это ступень Руах, т.е. эмоциональный настрой и состояние духа. Отстраивая Шатер Откровения нам следует стремиться полностью отдаться этому, вкладывать абсолютно все аспекты внутреннего служения. Поэтому и свою ступень Руах, свои эмоции - следует полностью посвящать служению Творцу. 
  
  Возможно, шкуры сухопутных оленей - намёк на воображение, т.е. более внутренние, "интеллектуальные" эмоции. А шкура нарвала, обитающего в воде - намек на более чувственные эмоции, связанные с внешним миром. Так или иначе, внутреннее и внешнее покрытие символизируют эти два типа эмоций. В соотвествии с учением хасидизма, все свои свойства хасид должен реализовывать в Служении. Работая со своими чувствами и воображением, следует помнить, что недостаточно использовать в Служении лишь те эмоции, которые "управляемы" и подвластны интеллекту (воображение). А остальные эмоции, тем более, вызванные впечатлением от этого мира - забросить как неугодные, упаси Б-г. Так натягивают лишь одно покрытие. У полноценного Шатра Откровения должны быть оба кожанных покрытия - и внутреннее и внешнее. Конечно, надо развивать отстраненное самообладание ради серьезного Служения. Все же, хасиду не следует полностью игнорировать впечатления своего сердца. Наоборот, лишь снятие "отупленности" сердца, при соотвествующем интеллектуальном настрое ради Творца - называется полноценным служением. Результатом такой самоотдачи будет полноценная реализация всех уровней ступени Руах - то, что называют в Каббале "любовь с наслаждением", т.е. полноценное удовлетворение и чувственное наслаждение от служения Творцу.
  

  
Tags: Новая Тора, Трума, технологии
Subscribe

  • Бати леГани 1 - 1 (Пришёл Я в Сад Мой)

    С Б-жьей помощью, недельная глава Торы “Бо”, Йуд (10) Шват, 5710 Годовщина вознесения души, уважаемой бабушки Ребе, г-жи Ривки,…

  • Учиться у всего

    С Б-жьей помощью В дни от Песаха до Рош а-Шана (новолетия), в еврейских общинах заведено изучение трактата Авот. Трактат Авот содержит в себе…

  • Цаваат הа-РИБА"Ш - 2

    ПУСТЬ ПРИЛЕПИТ (человек) свои мысли к Высшим (мирам), и не ест и не пьёт больше, чем необходимо. И пусть не ублажает себя больше, чем необходимо…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments