Шмуэль а-Парци (hapartzy) wrote,
Шмуэль а-Парци
hapartzy

Categories:

Учиться у всего

С Б-жьей помощью

  В дни от Песаха до Рош а-Шана (новолетия), в еврейских общинах заведено изучение трактата Авот.
Трактат Авот содержит в себе летопись передачи знаний Торы от поколения к поколению, и избранные изречения мудрецов разных поколений.

  В отличие от других трактатов Талмуда, текст трактата Авот отличается легкостью изложения. Сказанное в нем - доступно и простым людям, которым не чуждо размышление. На первый взгляд может даже показаться, что большинство сказанного в нём - лишь афоризмы из сферы нравственности, смысл которых очевиден, и к которым, не следует относиться так-же серьёзно как, например, к законам, изложеным в Шульхан Арух.

  Всё-же, значение трактата  Авот в еврейском Служении весьма велико. РАМБАМ (здоровья ему!) в предисловии к своему комментарию на этот трактат (восемь глав предваряющих трактат Авот) пишет, что скурпулезное следование указаниям трактата Авот - приводит человека к реализации своего Б-жественного предназначения! 


  Единственное, что отличает человека от других животных - пишет РАМБАМ - это его способность развиваться, изменять своим склонностям соотносимо с опытом. Покуда человек лишь следует своим естественным склонностям, не развивает свою натуру - он ничем не отличается от скотины. Пока он не реализует уникальное качество, присущее своему виду - он, по сути, не может быть полноценно назван “человеком”. 

  Единственно ценный опыт, который возможно приобрести в этом мире - это познание Творца, которое остается с душой человека навеки. То есть, словами РАМБАМА, “постепенное умозрительное выстраивание схемы внутренней структуры миров”. Лишь развитие в Служении Творцу, и расширение способности воспринимать Б-жественную Мудрость - являются по настоящему достойными занятиями.

  Поэтому, по мнению РАМБАМА, высшая ступень, которую может (и должен стремиться) достичь каждый человек - это ступень пророчества. Более высокого уровня восприятия Б-жественной Мудрости для человека нет.  И следование указаниям трактата Авот - пишет РАМБАМ - может привести человека к достижению этой ступени.

  Не следует заблуждаться из-за кажущейся простоты некоторых изречений наших Учителей.  Мудрецы намеренно изложили самые сокровенные тайны в виде притч и афоризмов. 

  Желая увековечить в поколениях сокровенные тайны Творения, мудрецы не желали, чтобы знания попали к недостойным. Поэтому, они избирали такие формулировки, буквальный смысл которых уводил-бы глупцов в сторону от Истины. И лишь человек мыслящий, способный сопоставлять одно с другим - мог постичь истинный смысл сказанного ими. (как это подробно объясняет РАМБАМ в своем предисловии к Мишне)

  Необходимость прислушиваться к сказанному в трактате Авот подчеркивает и свод законов Шульхан Арух. То, с чего он начинается - отрывок из трактата Авот: “Йеуда бен Тейма говорит: будь дерзок как леопард; легок как орёл; скор как лань; и силён как лев - в стремлении исполнить Волю Отца твоего, что на Небесах”.

  Первые указания Шульхан Аруха - это то, с чего каждый еврей должен начинать своё Служение - как общее, так и ежедневное. Ещё до того, как заняться своим первым шагом в Служении - признанием Творца и произнесением благодарственных слов - еще до этого - следует осознать и настроить себя на главное - стремиться лишь к Истине, раскрывать Б-жественную мудрость во всём. Осознать, что за всем - даже за нечистыми животными - стоит лишь единый Б-жественный Разум. Всё, что сотворил в этом мире Всевышний (благословен Он!) - призвано нести человеку нравоучения и указания в Служении, помогая ему в достижении Высшей Цели.

  Мидраш Шмуэль так поясняет упомянутые четыре качества: “Дерзок как леопард” - означает не придавать значения насмешникам, пытающимся высмеять твоё Служение. “Легок как орёл” - это готовность с легкостью отвлечься от мыслей, устремившихся вслед за глазами в неугодное русло. “Скор как лань” - быть расторопным в Служении и выискивать возможность исполнить заповедь. “Сильный как лев” - это тот, кто преодолевает свою натуру, ради Служения своему Творцу.

  Из того, что составитель кодекса Шульхан Арух (который повсеместно принят во всех еврейских общинах) привёл эти указания в самом начале, еще до указания произносить первые благодарственные слова - ясно, что эти качества совершенно необходимы для Служения. Без них - невозможно даже полноценно выполнить то указание Шульхан Аруха, которое не требует ритуальной чистоты! 

  В трудах хасидизма поясняется, что эти четыре качества - соотносятся с четырьмя буквами Имени Творца, и с четырьмя внутренними центрами человека. Лишь направляя все четыре ступени своих внутренних сил на стремление к Творцу - человек может полноценно присоединиться ко всем аспектам Б-жественности.

  В изречениях мудрецов - не бывает лишних букв. Упомянутая от имени рабби Йеуды бен Теймы мишна - была известна и другим Учителям. Однако, увековечить её в поколениях, мудрецы пожелали от имени именно этого мудреца. 

  Во первых - мудрецы считали рабби Йеуду бен Тейму заслуживающим этого. На страницах Талмуда они свидетельствуют о нём, что он являл собой достойный пример реализации упомянутых в мишне качеств. 

  Во вторых - мудрецы намёком оставили нам важное наставление в Служении Творцу:

  Быть дерзким, легким, скорым и сильным - это ещё не всё. Главное - чтобы эти качества черпали силы из чистого Источника. Наглое поведение, например, порожденное увереностью в себе - лишь уводит человека от Истины. Дерзость не должна исходить из самоуверенности (источник которой - не чист). Истинная, Б-жественная дерзость - не наглость, а косвенный результат поведения человека, уверенного в Творце.

  Лишь чистая вера в Творца должна быть мотивом всех действий человека. На это намекает имя рабби Йеуда бен Тейма: “Йеуда” - на святом языке происходит от корня “признание” (Творца); “Тейма” - происходит от корня “там”, “простодушный”.


Tags: Авот, Новая Тора, животные, каббала, капли мудрости, школа Пророков, школа жизни
Subscribe

  • Бати леГани 1 - 1 (Пришёл Я в Сад Мой)

    С Б-жьей помощью, недельная глава Торы “Бо”, Йуд (10) Шват, 5710 Годовщина вознесения души, уважаемой бабушки Ребе, г-жи Ривки,…

  • ХЕРСОНСКАЯ ГЕНИЗА - 1

    (перед каждым письмом указан каталоговый номер херсонского архива) Приводится в последовательности, опубликованной в журнале “Томим”…

  • Игрот Кодеш, т.3 стр. 456, письмо №745

    (Отрывок) … Вы пишите, что Вас удивляет мировая политика в свете приближения к Эре Мошиаха. Вы не уточнили какие именно аспекты Вас…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments